Электродвигатели постоянного тока серии МР112, МР132, МР160, МР225
Купить Электродвигатели постоянного тока серии МР112, МР132, МР160, МР225
1. Техническое описание.
1.1. Введение.
Электродвигатель для главного движения типа МР112, МР132, МР160 и МР225, со встроенным непосредственно на вал тахогенератором, термической защитой, пристроенным вентиляторным агрегатом и выводным устройством предназначен для двухзонного регулирования частоты вращения при горизонтальном или вертикальном монтаже.
Двигатель должен отвечать ОН04 75326-85 и БДС 180-80.
Типовое обозначение электродвигателя:
МР132 и следующие буквы S, M, L, SA, MA, LA и MB;
MР160М и МР160L.
1.2. Назначение.
Электродвигатели МР112, МР132, МР160, МР225 предназначены для приводов главного движения механизмов и станков.
Электродвигатель обеспечивает устойчивую и надежную работу в условиях:
- высоты над уровнем моря до 1000 м;
- температуры окружающего воздуха от 5° до 40°С;
- максимальной относительной влажности воздуха до 80% при температуре 30°С.
1.3. Технические данные электродвигателей MP
112, MP
132, MP
160, и MP
225.
1.3.1. Основные параметры электродвигателей указаны в табл. 1.
Таблица 1
Тип электро-двигателя | Ном. мощ-ность | Ном. скорость | Maкс. скорость | Напряжение якоря | Ток якоря | Напряжение возбужд. | Ток возбужд. | Момент инерции | Масса |
kW | min-1 | min-1 | V | А | V | А | kg.m2 | kg | |
MP112S | 3.7 | 1000 | 5500 | 400 | 12.5 | 180 | 2.5 | 0.050 | 86 |
MP112SL | 7.5 | 2200 | 3000 | 400 | 22 | 180 | 1.5 | 0.050 | 86 |
MP112M | 5.5 | 1000 | 5500 | 400 | 17 | 180 | 3 | 0.066 | 98 |
MP112MА | 13 | 2280 | 6000 | 400 | 38 | 180 | 2.5 | 0.066 | 98 |
MP112L | 7.5 | 1000 | 5500 | 400 | 25 | 180 | 4.5 | 0.090 | 119 |
MP112LА | 10 | 1500 | 5500 | 400 | 29 | 180 | 5 | 0.90 | 119 |
MP132S | 5.5 | 1000 | 3500 | 400 | 18.5 | 180 | 2.5 | 0.90 | 135 |
MP132SA | 5.5 | 1000 | 4500 | 400 | 19 | 180 | 2.48 | 0.090 | 135 |
MP132M | 11 | 1000 | 3500 | 400 | 34 | 110 | 5.8 | 0.157 | 168 |
MP132MA | 11 | 1000 | 4500 | 400 | 34 | 180 | 3.5 | 0.141 | 167 |
MP132L | 15 | 1000 | 3500 | 400 | 46 | 180 | 5 | 0.163 | 185 |
MP132LA | 15 | 1000 | 4500 | 400 | 46 | 180 | 4.75 | 0.163 | 185 |
MP132MB | 18.5 | 1500 | 4500 | 400 | 54 | 180 | 3.8 | 0.141 | 185 |
MP132LC | 23 | 1750 | 4500 | 440 | 60 | 220 | 2.88 | 0.163 | 185 |
MP160M | 22 | 1000 | 4000 | 400 | 64 | 180 | 6.5 | 0.410 | 268 |
MP160MGL | 37 | 1700 | 1700 | 400 | 105 | 180 | 4.2 | 0.410 | 268 |
MP160L | 30 | 1000 | 4000 | 400 | 89 | 180 | 6.8 | 0.456 | 298 |
MP160LM | 45 | 2000 | 4000 | 400 | 125 | 180 | 4.0 | 0.456 | 298 |
MP160LC | 45 | 2000 | 4500 | 400 | 125 | 180 | 3.6 | 0.456 | 298 |
MP180M | 45 | 1000 | 3000 | 400 | 118 | 180 | 6.5 | 1.28 | |
MP225M | 55 | 600 | 2500 | 400 | 165 | 180 | 8.5 | 1.840 | 735 |
MP225L | 70 | 800 | 3000 | 400 | 200 | 180 | 9.65 | 2.100 | 764 |
1.3.2. Электродвигатели изготавливаются со встроенным непосредственно на вал тахогенератором. Тахогенератор выполняется с постоянными магнитами.
Тахогенераторы выполняется в двух вариантах:
1.3.2.1. Тахогенераторы типа 4Р
встроены в электродвигатели МР112 S, MР112 М, МР112 L, МР132 S, MР132 М, МР132 L, MР160 М, МР160 L, MР225 М, МР225 L
Технические данные:
- крутизна выходного напряжения не менее 20 В/ 1000 min-1
- термически допустимый ток I мах ≤ 50 мА
1.3.2.2. Тахогенераторы типа TG-5/10
встроены в электродвигатели MР112 МА, МР112 LА, МР132 SA, MP132 MA, MP132 LA, MP132 MB
Технические данные:
- крутизна выходного напряжения 6B±2% / 1000 min-1; 10B±2% / 1000 min-1
- термически допустимый ток I мах ≤ 8 мА
1.4. Устройство электродвигателя
.
1.4.1. Общий вид электродвигателя показан на рис. 1.
Электродвигатель состоит из:
- якоря 1;
- статора (шихтованного магнитопровода) 2;
- подшипниковых щитов 3 и 4;
- тахогенератора 5;
- вентиляторного агрегата 6;
- подшипников 6309, 6306 7 и 8 (для МР112; 6311, 6308 – для МР132; 6312 и 6309 для МР160 по TGL).
На полюсах и в пазах определенным способом помещены обмотки возбуждения, дополнительные полюса и компенсационная обмотка.
Отдельные обмотки связаны друг с другом по определенной схеме и концы выведены к выводному устройству.
Тепловая защита расположена на обмотке дополнительного полюса, а ее концы выведены к штепсельному разъему.
Якорь состоит из пакета ротора, вала, коллектора.
В пазы якорного пакета по специальной схеме намотана обмотка. В двигатель используются проводниковые и изоляционные материалы класса изоляции F.
На отверстиях подшипниковых щитов расположены защитные крышки, часть которых имеет отверстия для прохода охлаждающего воздуха.
При снятии крышек на заднем подшипниковом щите открывается доступ к коллектору, щеткам и щеткодержателям.
Выводное устройство закрыто крышкой, причем через выводы и штепсельный разъем осуществляется питание двигателя и снятие напряжения с тахогенератора и датчика тепловой защиты.
На одном из отверстий заднего щита смонтирован вентиляционный агрегат с электродвигателем, подключаемым независимо.
Траверса, несущая щеткодержатели, прижата к заднему щиту кольцом, которое крепится болтами к подшипниковому щиту.
В задней части подшипникового щита расположен статор тахогенератора.
На статоре находится траверса с токосъемным устройством и выводами.
Якорь тахогенератора расположен на одном валу с якорем электродвигателя. Прижимается аксиально с помощью гайки и шайб.
Выводные концы якоря тахогенератора соединены со штепсельным разъемом.
Габаритные и установочные размеры электродвигателей МР .
Тип двигателя | Габаритные и установочные размеры | |||||||||||||||||||
h | h5 | h10 | h3 | h33 | l1 | l10 | l20 | l30 | l31 | l45 | d1 | d10 | d20 | d22 | d24 | d25 | b1 | b10 | b11 | |
МР 112S | 112 | 35 | 11 | 227 | 472 | 80 | 250 | 4 | 545 | 70 | 103 | 32 | 12 | 215 | 15 | 250 | 180 | 10 | 190 | 234 |
МР 112M | 112 | 35 | 11 | 227 | 472 | 80 | 250 | 4 | 585 | 70 | 143 | 32 | 12 | 215 | 15 | 250 | 180 | 10 | 190 | 234 |
МР 112L | 112 | 35 | 11 | 227 | 472 | 80 | 250 | 4 | 650 | 70 | 208 | 32 | 12 | 215 | 15 | 250 | 180 | 10 | 190 | 234 |
MP 132S | 132 | 41 | 15 | 262 | 500 | 80 | 315 | 5 | 580 | 90 | 125 | 38 | 14 | 265 | 15 | 300 | 230 | 10 | 216 | 264 |
MP 132M | 132 | 41 | 15 | 262 | 500 | 80 | 435 | 5 | 700 | 90 | 245 | 38 | 14 | 265 | 15 | 300 | 230 | 10 | 216 | 264 |
MP 132L | 132 | 41 | 15 | 262 | 500 | 80 | 470 | 5 | 735 | 90 | 280 | 38 | 14 | 265 | 15 | 300 | 230 | 10 | 216 | 264 |
MP 160M | 160 | 51 | 14 | 317 | 655 | 80 | 400 | 5 | 815 | 108 | 268 | 48 | 15 | 350 | 19 | 400 | 300 | 14 | 254 | 332 |
MP 160L | 160 | 51 | 14 | 317 | 655 | 110 | 450 | 5 | 865 | 108 | 318 | 48 | 15 | 350 | 19 | 400 | 300 | 14 | 254 | 332 |
MP 225M | 225 | 74 | 20 | 445 | 760 | 140 | 670 | 5 | 1165 | 149 | 510 | 70 | 19 | 400 | 19 | 450 | 350 | 20 | 356 | 460 |
MP 225L | 225 | 74 | 20 | 445 | 760 | 140 | 670 | 5 | 1165 | 149 | 510 | 70 | 19 | 400 | 19 | 450 | 350 | 20 | 356 | 460 |
1.4.2. Тахогенератор.
Применяемый тахогенератор является четырехполюсным. В статоре размещены литые постоянные магниты. Статор расположен в алюминиевом щите, который центрируется в заднем подшипниковом щите и фиксируется четырьмя болтами к нему. Якорь полым валом закреплен жестко к валу электродвигателя, и вращается вместе с ним. Таким образом тахогенератор не обладает собственной системой подшипников. Якорный пакет тахогенератора выполнен со скошенными пазами. У тахогенератора применяются электрические щетки типа Е43 и B2.
Технические данные тахогенераторов:
1.4.2.1. Тахогенератор типа 4Р
- крутизна характеристики ≥ 20V/1000 min-1
- максимальная частота вращения – 5500 min-1
- максимально допустимый термический ток ≤ 50 мА
1.4.2.2. Тахогенератор типа TG-5/10 .
- крутизна характеристики 6V±2%/ 1000 min-1 ; 10V±2%/ 1000 min-1
- максимальная частота вращения – 6000 min-1
- максимально допустимый термический ток ≤ 8 мА
- щетки ТГ Электрографитные.
1.4.3. Вентиляторный агрегат.
Вентиляторный агрегат состоит из трехфазного асинхронного электродвигателя типа МО–71А–2D или 4АО–80Д–2D, рабочего колеса, корпуса вентилятора и фильтрующего материала, расположенного сверху корпуса.
Включение вентиляторного агрегата должно осуществляться до включения электродвигателя главного движения.
Питание при соблюдении ряда фаз – U1, V1 и VV1 электродвигателя вентилятора должно обеспечивать вращение рабочего колеса строго в указанном направлении.
Двигатель не должен работать с загрязненным фильтром.
1.4.4. Тепловая защита.
Тепловая защита электродвигателя расположена на дополнительном полюсе и срабатывает при достижении температуры 130°С.
Тепловая защита электродвигателя состоит из двух отдельных частей:
- встроенной части – полупроводникового элемента с положительным температурным коэффициентом – позистора;
- коммутирующего аппарата – реле, которое должно быть смонтировано в шкафу управления и подсоединенного к выходам позистора и к оперативной цепи.
Тепловая защита может быть выполнена элементами – реле типа УЗП вместе с позистором производства завода “ЗАНН” – Харманли – Болгарии.
2. Размещение и монтаж.
Монтаж и подготовка электродвигателя к запуску проводится только квалифицированным персоналом.
2.1. Перед установкой электродвигателя на станке необходимо провести внешний осмотр с целю проверки состояния лакокрасочных покрытий и отсутствия механических повреждений, проверить сопротивление изоляции, комплектность электродвигателя.
2.2. Электродвигатель должен быть надежно закреплен при помощи болтов.
2.3. Электродвигатель рассчитан на соединение с приводным механизмом с помощью шестеренчатой передачи или эластичных муфт с радиальными и осевыми нагрузками, не превышающими требований технических условий.
2.4. При установке электродвигателя в станках необходимо учитывать удобство обслуживания коллектора и щеток.
2.5. Подсоединение кабелей внешнего монтажа следует производить, используя специальные выходы и схему подсоединения.
Заземление корпуса электродвигателя осуществляется через укрепленный на коробке клемный болт, к которому крепятся заземляющий проводник.
3. Общие указания.
3.1. В процессе эксплуатации электродвигатель не требует постоянного присутствия обслуживающего персонала. Электродвигатель допускает непрерывную работу периодами по 2000 ч без непосредственного обслуживания при соблюдении условий эксплуатации, указанных в разделе 1, 2.
Через 100 ÷ 200 рабочих часов станка в зависимости от места его расположения, необходимо провести замену фильтрующего материала фильтра.
В промежутках между указанными периодами осмотры и контроль должны осуществляться только лицами, прошедшими специальный технический инструктаж и изучившими инструкцию по эксплуатации.
4. Указание для безопасной работы.
4.1. Эксплуатацию электродвигателей необходимо производить только при заданных условиях работы и состоянии окружающей среды, указанных в разделе 1, 2.
4.2. Должен быть обеспечен свободный доступ к коллектору и щеткам, которые при эксплуатации необходимо осматривать и обслуживать.
4.3. Во избежание случайного прикосновения к токоведущим и вращающимся частям электродвигателя и поражения током при пробое изоляции на корпус необходимо:
- отверстия для выхода воздуха, смотровые люки для коллектора, коробку выводов закрывать предусмотренными для этого крышками, вход воздуха в вентиляторный агрегат должен быть закрыт фильтрующим материалом;
- корпус электродвигателя необходимо надежно заземлить, используя зажим, на котором нанесен знак заземления.
4.4. У электродвигателя есть два рым-болта для подъема, опускания и удержания на весу при монтажных и других работах.
4.5. При первом запуске электродвигателя нужно быть особенно внимательным. В случае опасного повышения частоты вращения электродвигателя его следует немедленно отключить.
4.6. При осмотре электродвигателя необходимо отключить подводимое к нему напряжение. Запрещается производить замену щеток и регулировок во время вращения электродвигателя. Должны быть приняты соответствующие меры предосторожности при шлифовке коллектора.
5. Подготовка к работе.
5.1. После монтажа, длительного перерыва в работе и перед первым включением:
- необходимо проверить соответствие напряжения, указанного на щитке электродвигателя напряжению сети;
- при необходимости продуть электродвигатель сухим сжатым воздухом давлением не более 2 атм.;
- снять крышки, закрывающие люковые окна и убрать консервирующие покрытия;
- проверить по заводской метке правильность установки траверсы, свободное движение щеток, исправность пружин;
- убедится в свободном вращения якоря электродвигателя;
- проверить надежность и исправность крепежа и контрактных соединений, а также качество изоляции контактных соединений от корпуса электродвигателя;
- проверить сопротивление изоляции, если сопротивление изоляции менее 2 МΩ, необходимо произвести сушку электродвигателя.
5.2. Произвести запуск вентилятора, проверить направление вращения вентилятора.
5.3. Произвести пробный пуск электродвигателя, проверить ток холостого хода и ток возбуждения (не более I в nom – табл. 1).
6. Порядок работы.
6.1. После проверки готовности электродвигателя к пуску, необходимо:
- подключить электродвигатель к питанию, соблюдая данные в табл. 1;
- произвести запуск вентиляторного агрегата;
- произвести пуск электродвигателя при нагрузке на валу, не превышающей номинальную.
При этом периодически во время работы электродвигателя необходимо контролировать параметры сети, и не допускать перегрузки электродвигателя.
При обнаружении неисправностей, при появлении посторонних шумов в электродвигателе, необходимо отключить электродвигатель и устранить их.
После остановки электродвигателя необходимо убедится в его готовности к следующему пуску. Запрещается пуск электродвигателя, если вентиляторный агрегат не работает.